e-mailКарта сайта
Яковлев и Партнеры. Юридические услуги
старая версия
рус \ eng
  Яковлев и Партнеры. Юридические услуги  
 
 
 

Новости

Круглый стол «Ключевые вопросы антимонопольного регулирования в автомобильном бизнесе» | 2012-03-02

В «РИА Новости» прошел круглый стол на тему «Ключевые вопросы антимонопольного регулирования в автомобильном бизнесе», организованный Юридической группой «Яковлев и Партнеры».

В мероприятии также приняли участие представители ФАС России и Ассоциации "Российские автомобильные дилеры". Среди обсждаемых тем были вопросы злоупотребления доминирующим положением на рынке автомобильного бизнеса, правовой защиты участников автомобильного рынка, проблемы квалификации и доказывания согласованных действий и соглашений между участниками автомобильного рынка и др.

Главной темой обсуждений стали возможные последствия реализации инициатив ФАС для участников автомобильного рынка.

Беседа началась с констатации общеизвестного факта, что на российской почве накатанные в других странах рыночные схемы расцветают диковинным цветом и дают диковинные плоды. От этой специфики страдают не только рядовые граждане, но и бизнес. Об этом в частности говорит ситуация, которая сложилась с оптовой продажей новых автомобилей, в которой дистрибьюторы действуют по праву сильного: не ограничиваются только продажей автомобиля, но пытаются воздействовать и на процесс гарантийного техобслуживания проданных автомобилей, и на процесс продажи запчастей и т.д. Федеральная антимонопольная служба не могла пройти мимо этой ситуации и сформулировала предложения по установлению новых отраслевых правил, опубликованные 27 февраля 2012 г.

По мнению президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Андрея Петренко, автомобильный бизнес в России построен более правильно, чем в США, и обороты дилерского сообщества сейчас подразумевают только «белую схему». Выступающий предостерег от непродуманных решений по регулированию автомобильного бизнеса, поскольку их результатом могут стать непрогнозируемые последствия. 

Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС РФ Тимофей Нижегородцев рассказал, что ФАС были опрошены десятки компаний и тем самым были проявлены основные черты этого бизнеса. По его мнению, когда на фоне звучащих слов о том, что все усилия компаний направлены на благо потребителей, видишь цены на техобслуживание и запчасти в дилерском центре, то понимаешь, что что-то здесь не стыкуется. Проведенный анализ показал, что дилерский успех не является определяющим фактором выбора конкретного дилера на конкретной территории. Ни успешность, ни клиентоориентированность не является залогом того, что определенная компания останется дилером на определенный срок. Зачастую происходящее на этом рынке провоцируется действиями дистрибьюторов, поскольку именно дистрибьютор определяет машины какой марки он будет поставлять дилеру, он же определяет объем поставок, выбор и сроки поставки запчастей, форму финансового сотрудничества. «Манипулируя этими показателями, дистрибьютор может одного дилера делать успешным, а другого неуспешным. И это не будет зависить от клиентоориентированности или потребительского спроса на рынке», – отметил Тимофей Нижегородцев. Понятно что опасаясь такого произвола, дилеры в принципе не настроены на то, чтобы какие-то правила менять. На правила настроены те, кто готов к конкуренции, к честным отношениям, к тому, чтобы давать низкие цены и высокое качество. По словам докладчика, во многих дилерских-дистрибьюторских соглашениях дилеры зажаты по возможности конкурировать по цене. Например, так происходит в случае, когда устанавливаются минимальные цены перепродажи, что прямо запрещено антимонопольным законодательством, или когда дилеру запрещается обслуживание автомобилей других марок, или разрешено только после предварительного уведомления, за которым весьма вероятно последует расторжение дилерского соглашения. Нет никаких прозрачных и публичных требований к отбору дилеров. А подобная рыночная власть и возможность произвола создает нездоровую деловую среду в этом секторе. Тимофей Нижегородцев подчеркнул, что деятельность ФАС России выгодна не только потребителю, но и дилеру, поскольку автомобильные компании работают с отечественными дилерами так, как не работают нигде в мире.

Вице-президент РОАД Илья Пименов, в свою очередь обратил внимание собравшихся на то, что автомобильная индустрия после периода «великой депрессии» вытащила экономику США, из послевоенной разрухи – Германию и Японию, должна вытащить и Россию. Сегодня в России 4 250 дилерских центров, создано 350 тыс. рабочих мест, вложены миллиарды долларов российских инвесторов. По мнению выступающего, сегодня мы стоим на пороге российской индустриализации и автомобилизации. «По определенным параметрам качество нашей дилерской сети выше, чем в Западной Европе и даже в Северной Америке, она находится на переднем технологическом крае. За десять лет мы вышли из рыночно-криминальной и гаражно-помойной системы обслуживания автомобиля, на совершенной другой уровень», – считает Илья Пименов. По его мнению, нынешнее состояние дилерской сети было достигнуто вследствие давления со стороны дилеров в отношении обустройства дилерских центров и отладки процессов. На рынке присутствует жесточайшая конкуренция, и если клиент неудовлетворен сервисом, то тут же «проголосует ногами». И в этом случае дилер подвергается жесткой обструкции со стороны производителя. «Взаимоотношения дилера и производителя действительно неидеальны, есть определенная форма доминирования со стороны производителя, и эта сфера, мы согласны, требует государственного регулирования. Мы видим в ФАС наших союзников. Но здесь очень важно шашками не махать и не делать поспешных выводов», – подчеркнул Илья Пименов. По его мнению, необходима ревизия дилерских договоров и приведение их в соответствие с сегодняшним антимонопольным законодательством, но ломать сложившуюся на сегодняшний день структуру и подрывать точки роста нельзя, здесь требуется взвешенный подход.

Далее последовала достаточно острая дискуссия, в ходе которой начальник  управления  контроля  промышленности и оборонного комплекса ФАС РФ Максим Овчинников  уверил собравшихся что «шашкой махать никто не собирается». Нельзя сказать, что круглый стол пришел к какому-то итогу, но он явно обнажил суть жестоких противоречий между дилерами и дистрибьюторами. Насколько удачной окажется попытка ФАС регулировать эти отношения, в данный момент не рискнет предположить никто.

Transler

 

ВИДЕОЗАПИСЬ КРУГЛОГО СТОЛА

 

 

 

СЮЖЕТ НА АВТОРАДИО


Вернуться к списку

 
 
 
   
 
Copyright © 2017 «МаТИК. Яковлев и Партнеры»
Создание сайта - StandUp