e-mailКарта сайта
Яковлев и Партнеры. Юридические услуги
старая версия
рус \ eng
  Яковлев и Партнеры. Юридические услуги  
 
 
 

Новости

Круглый стол, посвященный вопросам государственного контроля в процессе реализации инвестиционных проектов и актуальным вопросам правоприменительной практики | 2008-09-30

В работе круглого стола приняли участие иностранные компании, присутствующие в регионе, среди них – ООО «Фройденберг Политекс», нижегородский филиал ООО «Кока-кола ЭйчБиСи Евразия», ООО «ИКЕА МОС», Японский центр в Нижнем Новгороде, ведущие нижегородские предприятия, а также представители органов государственной власти – Министерства инвестиционной политики, Комитета международных и внешнеэкономических связей Нижегородской области, МТУ Ростехнадзора по ПФО, Инспекции государственного строительного надзора по НО, Главного Управления МЧС России по Нижегородской области, а также ведущие эксперты в сфере реализации инвестиционных проектов. 

news_27_image.1222866974.jpg


Открывая круглый стол, председатель общественного комитета по иностранным инвестициям при ТПП НО Олег Тимофеев отметил, что решение о проведении мероприятия стало результатом обобщения проблем, с которыми сталкиваются инвесторы в ходе реализации инвестиционных проектов. Он также подчеркнул, что круглый стол нацелен как на иностранные, так и на российские компании. По словам Олега Тимофеева, отечественные предприятия в последнее время занимают в регионе положение «вполне сопоставимое с иностранными инвесторами по финансовым вложениям и влиянию на экономическое развитие области». 

news_27_image.1222868722.jpg

В своем приветственном слове директор департамента внешнеэкономических и региональных связей ТПП НО Ирина Доценко подчеркнула, что одним из важнейших направлений деятельности Палаты является содействие инвестиционному процессу на территории региона. ТПП Нижегородской области является своеобразной биржей контактов нижегородских и иностранных компаний. Палату регулярно посещают делегации из разных стран мира – Швеции, Норвегии, Финляндии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Японии, Болгарии, а также из регионов России. Она также сообщила, что комитет по иностранным инвестициям создан при ТПП в конце 2007 года, основная его цель - формирование единого информационного пространства для действующих и потенциальных инвесторов в правовой и экономической сферах, установление прямого контакта с представителями органов власти разных уровней. Кроме того, в рамках работы комитета начата подготовка методических рекомендаций для инвесторов по основным вопросам внешнеэкономической деятельности. Проект реализуется при непосредственном участии представителей органов государственного контроля, экспертов, инвесторов и других участников инвестиционного процесса. 

Заместитель начальника ГУ МЧС России по Нижегородской области, главный государственный инспектор НО по пожарному надзору Алексей Шиканов выступил с докладом по организации и осуществлению государственного пожарного надзора на объектах градостроительной деятельности. Он сообщил, что в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве с 1 января 2007 года органы государственного пожарного контроля лишены ряда функций. Теперь они не участвуют в выборе площадок под строительство и приемке завершенных строительных объектов. Алексей Шиканов выразил особую обеспокоенность в связи с тем, что в настоящее время органы пожарного надзора не имеют права рассматривать проектную документацию и проверять соответствующие организации на предмет качества проведения проектных работ по вопросам обеспечения пожарной безопасности. По его словам, до внесения поправок в Градостроительный кодекс РФ практика проверок проектных организаций была регулярной, органы пожарного контроля 1 раз в 2 года проверяли все компании региона, отбирали несколько проектов и проводили детальную пожарно-техническую экспертизу проектной документации, обсуждали со специалистами те или иные нарушения. 

В настоящее время контроль за исполнением требований пожарной безопасности на объектах строительной деятельности осуществляется следующим образом: в Градостроительном кодексе РФ определен критерий, по которому объект строительства относится или не относится к числу подлежащих обязательной государственной экспертизе проектной документации. Если данный строительный проект требует обязательной госэкспертизы, соблюдение требований пожарной безопасности в ходе строительных работ, при приемке объекта и введению его в эксплуатацию контролируют органы государственного строительного надзора. Объекты, не подлежащие государственной экспертизе проектной документации, не проверяются по линии пожарной безопасности ни одним контролирующим органом. Алексей Шиканов высказал сожаление в связи с тем, что и государственная экспертиза не всегда фиксирует нарушения требований пожарной безопасности в проектной документации, хотя именно на этом этапе их легче устранить. Он сообщил, что органы пожарного надзора теперь лишь в рекомендательной, консультативной форме могут влиять на реализацию проектов в рамках работы Инвестиционного совета при губернаторе Нижегородской области. 

В результате, когда на построенный объект приходит инспектор по пожарному надзору (по нормативным документам не позднее чем через 2 месяца после ввода в эксплуатацию) и проверяет наличие ошибок при проектировании и качество строительных работ на предмет пожарной безопасности, зачастую возникают проблемы. Так, с января 2007 года введено в эксплуатацию 338 объектов. Органами пожарного надзора на сегодняшний день отработано 242 из них. По 40 объектам дела были направлены в суд для прекращения их административной деятельности. Также в результате проверок к административной ответственности привлечено 34 юридических лица и 108 должностных лиц. «Возникает странная ситуация, когда нарушения пожарной безопасности устраняются уже при вводе в эксплуатацию объекта, хотя гораздо эффективнее было бы приводить градостроительные объекты в надлежащее состояние в период их создания – при проектировании и строительстве», - подчеркнул г-н Шиканов. 
Главный государственный инспектор Нижегородской области по пожарному надзору отметил, что за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности предусмотрена уголовная ответственность. Если при пожаре подобные нарушения привели к тяжким телесным повреждениям, гибели людей, на ответственное лицо, как правило, это руководитель предприятия, заводится дело по статье 219 Уголовного кодекса РФ. Однако, с начала 2008 года в регионе по данной статье привлечен только один предприниматель в Сергачском районе Нижегородской области. 

Алексей Шиканов отметил, что имеющийся опыт инспектирования иностранных инвестпроектов позволяет говорить о том, что здоровье и жизнь людей не всегда ставятся во главу угла. Так, в 2006 году торговый центр IKEA был запущен в эксплуатацию с 955 нарушениями пожарной безопасности. Управление государственного пожарного надзора по Нижегородской области направило материалы в суд, в результате было принято решение о приостановке эксплуатации объекта на 30 суток. За 20 суток компания «ИКЕА МОС» устранила около 600 нарушений требований пожарной безопасности, и торговый центр возобновил работу. 
Алексей Шиканов также сообщил, что 22 июня 2008 года после долгих обсуждений принят технический регламент о требованиях пожарной безопасности, документ вступит в силу с 1 мая 2009 года. В настоящее время в области пожарной безопасности действуют около 2 тысяч нормативных документов. Поэтому основная цель регламента – сделать нормирование более прозрачным и понятным, снять существующие противоречия, уменьшить технические барьеры при проектировании зданий и сооружений. 

Начальник инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области Алексей Хаберев рассказал об актуальной практике выявления нарушений в ходе сооружения градостроительных объектов. Он сообщил о том, что в настоящее время государственный строительный надзор осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном. В Нижегородской области уполномоченным федеральным органом является МТУ Ростехнадзора по ПФО, уполномоченным органом субъекта РФ является инспекция, возглавляемая Алексеем Хаберевым. Он отметил, что у компаний очень часто возникают вопросы по поводу разграничения полномочий этих госорганов. К компетенции федерального органа относится надзор за строительством объектов обороны и безопасности, иных объектов, которые составляют государственную тайну, а также опасных, технически сложных и уникальных объектов, все другие находятся в ведении инспекции государственного строительного надзора по Нижегородской области. 

Алексей Хаберев акцентировал внимание на том, что надзор начинает осуществляться не с момента подачи извещения о начале строительства, а только после принятия этого документа в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Нижегородской области №86 от 22 марта 2006 года. За отсутствие надлежащего извещения предусмотрен штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей. К извещению прилагаются порядка 18 документов, но, по словам г-на Хаберева, здесь выделяются 3 основных момента – наличие разрешения на строительство, урегулированные земельные отношения и наличие положительного решения государственной экспертизы по вопросам проектной документации. Начальник инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области подчеркнул, что в большинстве случаев проблемы возникают по третьему пункту. «Многие застройщики относятся спустя рукава к государственной экспертизе проектной документации, недооценивая последствия таких нарушений», - сказал он. Алексей Хаберев призвал застройщиков более внимательно относиться к подготовке проектной документации. 
Он также рассказал об административной ответственности юридических лиц за нарушения в ходе строительства объектов, она предполагает штрафы в размере от 10 тысяч до 1 миллиона рублей. /igrovye-avtomaty-besplatno/lucky-haunter.html Однако, более эффективным инструментом, по его мнению,  являются не денежные штрафы, а приостановление административной деятельности организации сроком до 90 суток. 

news_27_image.1222868316.jpg



Юрист Нижегородского офиса юридической компании «Яковлев и партнеры» Елена Митенкова выступила с докладом по правоприменительной практике обоснованности привлечения к административной ответственности застройщиков и инвесторов в ходе реализации инвестпроектов. Она отметила высокий удельный вес судебных дел, связанных с неисполнением нарушителями обязательных предписаний госорганов. По словам Елены Митенковой, обоснованием такого несознательного поведения инвесторов часто служит понятие «рентабельности исполнения предписаний». «Однако, дальнейшие правовые последствия такого уклонения рано или поздно приводят к одному логическому результату – исполнение решения уполномоченного органа в соответствии с законодательствой РФ», - сказала г-жа Митенкова. 

Яркими примерами из судебной практики в нижегородском регионе является приостановление деятельности ЗАО «НЗШВ», на грани этого находился и торговый центр «Лента». Елена Митенкова подчеркнула, что госорганы применяют такие радикальные меры только в исключительных и обоснованных случаях. 

Она также отметила, что инвесторы, не имеющие соответствующих лицензий, привлекают на основании договора подряда сторонние организации для осуществления строительных, пожароопасных и других видов работ. Однако, практика показывает, что зачастую при нарушении этими компаниями обязательных предписаний нормативных документов, к административной ответственности привлекается сам инвестор. Этого можно избежать, если возложить ответственность на застройщика, четко прописав механизм данной ответственности в договоре подряда. Например, предварительно проверив наличие и срок действия лицензии подрядчика, возложить на него ответственность за соблюдение сроков получения всех разрешительных документов, обязать его осуществлять свою деятельность в рамках договора в строгом соответствии с законодательством в области строительной, пожарной безопасности и т.д. 

Участники круглого стола сошлись во мнении, что единственно верный путь для инвестора заключается в тщательном выборе организаций заказчика, подрядчика и пр. Вопрос создания «черных» и «белых» списков застройщиков, столь необходимых для инвесторов, приходящих в регион, предполагается решать в рамках создания саморегулируемых организаций в строительной отрасли. Поправки в Градостроительный кодекс РФ отменяют лицензирование в строительстве, проектировании, инженерных изысканиях с 1 января 2009 года. В этих условиях саморегулируемые организации (СРО) могут обеспечить контроль за работой компаний, ведущих соответствующую деятельность. Участники круглого стола отметили, что появление СРО в отрасли вызвано рядом объективных причин. Это общий подъем инвестиционно-строительной деятельности в России в целом и в Нижегородской области в частности, появление большого количества компаний-застройщиков. По мнению участников обсуждения, объединение в некоммерческое партнерство позволит эффективнее бороться с нарушителями в этой сфере и ограждать рынок от недобросовестных игроков. 

 news_27_image.1222868552.jpg

По материалам сайта ТПП Нижегородской области. Оригинал статьи 


Вернуться к списку

 
 
 
   
 
Copyright © 2017 «МаТИК. Яковлев и Партнеры»
Создание сайта - StandUp