e-mailКарта сайта
Яковлев и Партнеры. Юридические услуги
старая версия
рус \ eng
  Яковлев и Партнеры. Юридические услуги  
 
 
 

Комментарии

Конец связи: тайну личной переписки в России могут отменить | 2016-06-24

24 июня Государственная дума должна рассматривать несколько резонансных, если не сказать скандальных, законопроектов, подготовленных депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. Один из них касается закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Банки.ру разбирался, что именно предлагают законодатели и чем это обернется для нас.


Хранить три года?

Изначально авторы законопроекта предлагали обязать операторов связи хранить в течение трех лет всю информацию о действиях абонента, включая записи разговоров, переписку и прочие данные. Но экспертный совет при правительстве РФ, включающий представителей отрасли, пришел к выводу, что для реализации этой задачи операторам связи необходимо будет потратить более 5 трлн рублей, и законопроект был отправлен на доработку.

Однако если последние поправки будут приняты, то вкладывать средства в центры обработки данных операторам все-таки придется: они будут обязаны хранить «текстовые сообщения пользователей услуг связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услуг связи — до шести месяцев с момента окончания их приема».

Учитывая количество абонентов в России, все действия которых придется сохранять, архив за полгода будет представлять собой гигантский массив данных. Многие отраслевые эксперты предрекают, что расходы на организацию систем хранения этой информации так или иначе лягут на плечи абонентов.

Пассаж про три года в законопроекте все же остался: если содержание разговоров абонентов операторам придется хранить полгода, то информация о «фактах соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами, и (или) средствами связи» должна сохраняться на протяжении трех лет.

Танцуют все

Коснутся «нововведения» и Интернета. Причем в отличие от поправок, касающихся операторов связи, определить, кому адресованы новые регулятивные нормы в Сети, довольно сложно: используемый термин «организатор распространения информации в сети Интернет» может толковаться довольно широко.

Ясности не вносит и определение в самом 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которому предназначены поправки: «организатором распространения информации в сети Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет».

Адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро ЕМПП Сергей Егоров считает, что формулировка очень широкая: «Под это определение подпадают интернет-мессенджеры (в частности, WhatsApp, Viber, Telegram), социальные сети (например, «ВКонтакте», Facebook), почтовые сервисы («Яндекс» и Mail.Ru), а также в принципе любые иные интернет-ресурсы, которые обеспечивают коммуникацию между пользователями (различные форумы, облачные сервисы и т. д.).

С такой трактовкой соглашается руководитель практики интеллектуального и информационного права юридической группы «Яковлев и партнеры» Анна Зорина: «Исходя из формулировок статьи 10.1 ФЗ-149, организатором распространения информации в сети Интернет могут быть признаны все сайты, предоставляющие возможность обмена электронными сообщениями любого содержания (текст, изображения, звуки), за исключением операторов государственных и муниципальных информационных систем, операторов связи, а также граждан (физических лиц), осуществляющих деятельность по обеспечению функционирования информационных систем для личных, семейных и домашних нужд».

Какие конкретно обязанности могут быть возложены на этот довольно широкий круг лиц? Для начала «организатор распространения информации в сети Интернет» должен будет, как и оператор связи, сохранять информацию о фактах приема и передачи любых сообщений в течение трех лет. И точно так же хранить их содержимое в течение шести месяцев.

Однако, поскольку речь идет об общении посредством Сети, со всеми ее возможностями, авторы поправок сделали уточнение с указанием, что именно следует сохранять: «текстовые сообщения пользователей сети Интернет, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения».

И снова в полный рост встает проблема хранения информации. При этом ситуация усугубляется еще и тем, что некоторые средства для обмена сообщениями вообще не используют дополнительные серверы для хранения данных — обмен информацией осуществляется напрямую от пользователя к пользователю. Но даже если сервис хранит данные переписки на своих серверах, как это делает, например, Facebook Messenger, то, чтобы соответствовать букве закона, необходимо перенести эти серверы со всеми данными на территорию России.

Тотальная расшифровка

Помимо всего прочего, законопроект предполагает обязать «организатора распространения информации в сети Интернет», кем бы он ни был, предоставлять органам исполнительной власти информацию, необходимую для расшифровки сообщений, если таковая технология используется.

По мнению Егорова, которое совпадает с мнением многих экспертов, у этих поправок вполне конкретная цель: «они направлены в первую очередь против мессенджеров, которые имеют функцию кодирования электронных сообщений (WhatsApp, Telegram). Цель — обеспечить сотрудникам силовых ведомств возможность декодировать и изучить зашифрованную переписку или заставить организаторов распространения информации в Интернете отказаться от шифрования трафика».

Однако, учитывая то, насколько широко можно трактовать формулировки законопроекта, сложно даже предположить, скольких представителей отрасли он может коснуться, если будет принят в нынешнем виде. А санкции за невыполнение требований закона предусмотрены довольно суровые: юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму до 1 млн рублей.

Кто против

Против внесенных поправок все представители отрасли, даже если они предпочитают держать свое мнение при себе. Принятие законопроекта в том виде, в котором он есть сейчас, вывалит на бизнес фургон проблем. Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) 21 июня опубликовала документ под названием «Официальная позиция РАЭК по «законопроекту Яровой». В этом документе, в частности, говорится о том, что расходы, которые вынуждены будут нести представители отрасли для соответствия закону, могут оказаться непосильными не только для небольших интернет-проектов, но и для крупных игроков отрасли. Авторы документа указывают и на то, что поправки создают неравные условия для отечественных и зарубежных сервисов: привлечь к ответственности заграничных игроков будет куда сложнее.

Региональная общественная организация «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ) назвала поправки избыточными: «Их принятие создаст серьезные угрозы правам и законным интересам пользователей сети Интернет в части сохранности и конфиденциальности пересылаемой ими информации», — говорится на сайте организации.

 

Павел Шошин, Banki.ru


Вернуться к списку

 
 
 
   
 
Copyright © 2017 «МаТИК. Яковлев и Партнеры»
Создание сайта - StandUp