Яковлев и Партнеры

Спор с иностранной компанией: что делать и как обойтись без суда?

В современном мире, где информацией молниеносно обмениваются с партнёрами с других континентов, всё более актуальной становится способность юристов комплексно подходить к разрешению споров: знать особенности законодательств в разных странах, на основе этих знаний верно анализировать риски и выбирать оптимальную стратегию. Тем более, если спор касается интеллектуальной собственности.

Представьте, что в суд на вас подала иностранная компания, с которой вы, казалось бы, не имеете никаких отношений: вчера ещё вы, владелец собственного бизнеса, могли и не слышать о ней, а сегодня получаете от иностранцев претензию с угрозой привлечения к ответственности. Что вы сделаете?

А теперь по порядку.

У нашего Клиента есть крупное производство, на котором используется программное обеспечение (ПО), принадлежащее иностранной компании.

Всё было хорошо и производство работало, пока в один прекрасный день Клиент не получил письмо от разработчика ПО, в котором сообщалось, что им доподлинно известно: ПО неправомерно используются на этом производстве. Оказалось, что программы использовались без лицензии, но продолжали отправлять данные на сервер разработчика. Так производителю ПО и стало известно о незаконном использовании его интеллектуальной собственности.

Согласно действующему российскому законодательству, нарушение исключительных прав может грозить выплатой компенсации до 5 миллионов рублей или выплатой двукратной стоимости экземпляров — в нашем случае, лицензий (ст. 1301 ГК РФ). Требования иностранной компании были весьма жёсткими: разработчик хотел получить двойную стоимость лицензий. А это — около 70 миллионов рублей.

Далее события развивались вполне предсказуемо для отечественного рынка: сначала поступавшие претензионные письма были проигнорированы. Позже, когда сотрудники клиента собственными силами отправили ответ — «мы не знали, мы не хотели» -, представители иностранной компании сообщили, что разочарованы развитием диалога и изъявили твёрдое решение обратиться в суд.

Осознавая возможные последствия, генеральный директор написал разработчикам ПО письмо, в котором сообщал, что он ничего не знал о предыдущих сообщениях, а переговоры вёл человек, не имевший для этого полномочий. Разумеется подобный аргумент не мог изменить ситуацию.

Необходимо отметить, что поскольку главный офис иностранной компании находился за океаном, а представительство, курирующее клиентов в Евразии — в Европе, то компанию Клиента могли привлечь к гражданской, а ее генерального директора — к уголовной ответственности на территории любой из трех стран, включая Россию.

На этом этапе Клиент и обратился к нам за помощью. Клиент собирался перечислить разработчику деньги, что не избавляло его от ответственности за нарушенные права разработчика. К тому же, процесс оплаты оброс бюрократическими формальностями, которые грозили вылиться в дни, недели, а то и месяцы ожидания.

Перед нами стояло сразу несколько задач.

Первая — верно оценить положение, проанализировать риски согласно законодательствам сразу нескольких стран.

Вторая — защитить Клиента на период согласований и взаиморасчётов и до подписания соглашения об урегулировании спора, снимающего все претензии с Клиента. Для этого требовалось провести переговоры с представителями иностранной компании.

Третья — исключить возможность привлечения Клиента и его компании к уголовной и гражданской ответственности, а также взыскания компенсации за нарушение авторских прав.

Успешно справиться со всеми задачами нам помогло знание особенностей зарубежной юридической практики. Мы подумали о заключении договора о намерениях (Letter of Intent).

Договор о намерениях в англо-саксонской системе права считается серьезным инструментом, часто используется в коммерческой деятельности и выступает гарантом добросовестности Сторон.

В результате успешно проведенных переговоров нам удалось подписать договор о намерениях. Это позволило компании-разработчику программного обеспечения получить гарантии покупки лицензий, а нашему клиенту — не опасаться привлечения к ответственности до момента окончательного урегулирования спора.

В деле нашего Клиента применение Договора о намерениях позволило осуществить сценарий «win-win»: деловая репутация и коммерческие интересы обеих компаний были соблюдены, а спор успешно разрешён с наименьшими затратами и без судебного разбирательства. Более того, в результате проведённых нами переговоров, стоимость лицензий для клиента удалось снизить более чем в три раза, а компания-разработчик стала оказывать Клиенту полноценную техническую поддержку.

Из этого кейса хочется сделать несколько выводов:

1) Проигнорированное претензионное письмо сегодня — это проблемы и возможная уголовная и гражданская ответственность, штрафы, выплаты и длительные судебные разбирательства завтра.

2) Обращайтесь за консультацией к юристам как можно раньше, лучше — ещё до совершения каких-либо серьёзных действий: так вы обезопасите себя и свой бизнес от досадных и дорогостоящих ошибок.

3) Взаимодействие с иностранными компаниями требует привлечения специалистов, знакомых с практикой правоприменения не только в России, но и за рубежом, способных разрешить спор, применяя комплексный подход.

* Здесь и далее ряд наименований наших клиентов не подлежит разглашению в силу подписанных соглашений о конфиденциальности