Яковлев и Партнеры

Правовое регулирование онлайн-игр.

С 2009 года в России запрещена организация онлайн-казино, после чего соответствующие сайты стали регистрировать в доменной зоне стран, где подобные виды деятельности разрешены. Как следствие контролирующими органами была создана практика обращения к интернет-провайдерам с целью ограничения доступа к подобным ресурсам, а Роскомнадзор начал включать сайты интернет-казино в реестр запрещённых сайтов. Тем не менее, возможность создания «зеркал» основного сайта и использование vpn-сервисов позволяет получать доступ к этим ресурсам.

Понятийный аппарат.

Для лучшего понимания вопроса, обратимся к понятийному аппарату, который содержится в ФЗ-244 от 29 декабря 2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Так, ст. 4 соответствующего Закона гласит, что азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

Закон также определяет специальные зоны на территории Российской Федерации, в которых допустимы организация и проведение азартных игр, а пункт 3 статьи 5 Закона деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, прямо запрещена.

Доступ несовершеннолетних к азартным играм.

Пунктом 2 статьи 7 Закона прямо предусмотрено ограничение доступа несовершеннолетних к азартным играм: «Посетителями игорного заведения не могут являться лица, не достигшие возраста восемнадцати лет.»

Практика идёт вразрез с данной формулировкой, так как несовершеннолетние не являются «посетителями» в прямом смысле, но допускаются к участию, путем подтверждения своего совершеннолетия на сайте «Мне уже есть 18 лет». И несмотря на ст. 171.2 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр, в ней отсутствует квалифицирующий признак в виде предоставления доступа несовершеннолетним к онлайн-казино. Однако ответственность может быть установлена по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 171.2 УК РФ так и ст. 150 УК РФ, в случае вовлечения в осуществление незаконной деятельности несовершеннолетнего.

Онлайн-игры.

В 1980 году британским студентом Роем Трашбоу была создана первая онлайн-игра, получившая название «Essex MUD», целью игры была «прокачка» игрового персонажа. В настоящий момент существуют десятки тысяч онлайн-игр, и количество игроков в некоторых из них превышает население некоторых европейских стран.

Поэтому стоит Отдельно рассмотреть правовое регулирование внутриигровых покупок, совершаемых в онлайн-играх. В данном случае следует ориентироваться на знаковое дело между ООО «Мэйл.РуГеймз» и Инспекцией Федеральной налоговой службы № 14 по городу Москве (дело А40-56211/14), при рассмотрении которого суд установил, что покупка внутриигровой валюты, предметов, а также иного дополнительного функционала игры по своей природе является возмездным оказанием услуг, оказываемым организацией (правообладателем компьютерной игры) пользователю:

«…представление возможности использования дополнительного функционала игры (ДФИ) в целях облегчения игрового процесса и более быстрого развития игрового персонажа является по своей сути договором оказания платных услуг…».

То есть, рассматривая приобретение «лутбокса» пользователем, следует исходить из конечной цели данной внутриигровой покупки. Если конечным результатом будет являться предоставление некоторых привилегий (способностей персонажа, особых предметов игрового мира) пользователю – такая покупка по своей природе будет определена как оказание услуг.

В некоторых странах оказание услуг по приобретению «лутбоксов» в компьютерной игре планируется приравнять к разновидности азартных игр, однако, судебная практика Российской Федерации, а также законодатель не выработали на сегодняшний день единообразного подхода к данному вопросу.

Киберспорт.

История киберспортивных соревнований началась в 1997 с турнира в дисциплине Quake, но первой игрой с возможностью кооперативной схватки стала Doom 2. Сегодня подобные турниры собирают многомиллионную аудиторию, а призовые выплаты достигают десятков миллионов долларов: призовой фонд турнира по Dota 2 «The International» составил 20,77 млн долларов в 2016 году и 24,79 млн долларов — в 2017.

С правовой точки зрения, организация киберспортивных мероприятий не регулируется какими-либо специальными нормами. Отнесение киберспортивных мероприятий к азартным играм достаточно проблематично, учитывая действующее понятие «азартных игр», упомянутое выше.

Однако, если на практике будут выявлены признаки организации азартных игр и пари, иной букмекерской деятельности в рамках «кибреспортивных мероприятий», то к таким деяниям может быть применено законодательство, запрещающее или ограничивающее осуществление этого вида деятельности.