Яковлев и Партнеры

Защита исключительных прав на товарный знак

21 июля 2018
:

Популярность корейской косметики в России с каждым годом растёт, что обуславливает интерес производителей в наличии официального дистрибьютора в стране, где находится рынок сбыта. Отличительной особенностью корейской косметики является узнаваемый дизайн, который для некоторых производителей является визитной карточкой бренда.

Рано или поздно дистрибьюторы сталкиваются с нарушением исключительных прав, что и случилось с нашим клиентом – исключительным лицензиатом одного из крупнейших производителей косметики из Республики Кореи.

Проблема, с которой столкнулся наш клиент – параллельный импорт. Компания-конкурент в течение длительного времени ввозила товар, маркированный товарным знаком, на который у клиента были исключительные права на территории Российской Федерации.

Клиент обратился к нам, чтобы защитить свои интересы, используя возможные правовые механизмы, а также предупредить возможность повторения аналогичных ситуаций в будущем.

Таким образом, наша работа разделилась на два этапа:

1.     Внесение товарного знака в ТРОИС РФ (Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации).

2.     Разработка правовой позиции и представление интересов клиента в суде по иску о защите исключительных прав на товарный знак на территории Российской Федерации.


Внесение товарного знака в ТРОИС РФ


Основная особенность такого правового механизма, как ТРОИС РФ – это запрет на ввоз товара, маркированного товарным знаком, находящимся в реестре, неавторизованными импортёрами на таможенную территорию Российской Федерации. В случае если была осуществлена попытка ввоза товара, маркированного товарным знаком, находящимся в реестре, то таможенные органы обязаны оповестить в кратчайший срок правообладателя – или представителя правообладателя на территории РФ – о такой попытке, и дальнейшая судьба незаконно ввезённого товара будет зависеть от позиции правообладателя.

Ожидая решения о внесении товарного знака в ТРОИС РФ, команда «Яковлев и Партнёры» готовила правовую позицию для подачи искового заявления о защите исключительных прав клиента на товарный знак.


Суд


При подготовке к судебному процессу, принимается во внимание не только правовая позиция представляемого клиента, но и оцениваются возможные тактические ходы со стороны Ответчика. Учитывая тот факт, что компания-конкурент занималась оптовой интернет-торговлей, необходимо было обеспечить доказательства в виде нотариального протокола осмотра сайта. На данный момент, – это один из действенных способов подкрепить свою позицию в судебном споре, если вы ссылаетесь на интернет-страницу, которую оппонент может изменить, буквально, за несколько секунд. В нашем случае ответчик предлагал к продаже продукцию, маркированную товарным знаком, на своём сайте, что является одним из видов введения в гражданский оборот по смыслу статьи 1484 ГК РФ.

Также была проведена закупка продукции, которую ответчик ввозил на территорию Российской Федерации.

Сформировав доказательственную базу, подкрепляя её полученным решением о внесении товарного знака в ТРОИС РФ, юристы юридической группы «Яковлев и Партнеры» подали исковое заявление в Арбитражный суд Москвы.

По результатам разбирательства суд обязал Ответчика прекратить нарушение  исключительных прав на товарный знак, выражающееся во введении в гражданский  оборот на территории РФ без согласия правообладателя товаров, маркированных товарным знаком  и взыскал в пользу Истца 500 000 рублей компенсации. Спустя два заседания было вынесено решение о присуждении компенсации за незаконное использование товарного знака в размере 500 000 рублей.

Комплексный подход к защите своих прав имеет превентивный характер для последующих нарушений со стороны третьих лиц, сводя возможность их реализации к минимуму. В данном случае защита интересов клиента была построена именно таким образом.

В заключение хотелось бы рекомендовать правообладателям товарного знака использовать дополнительные механизмы защиты своих исключительных прав, так как на практике, зачастую, одной регистрации товарного знака бывает недостаточно.

Лицам, намеревающимся использовать в своей деятельности товарный знак, зарегистрированный в другой стране, юридическая группа «Яковлев и Партнёры» рекомендует предварительно осведомиться о наличии исключительного лицензиата такого товарного знака на территории Российской Федерации. Ведь незнание о наличии исключительных прав на товарный знак не освобождает от ответственности за его использование.