Яковлев и Партнеры

Игорь Дубов: Правовое заключение о необходимости предоставления медицинской справки как условия допуска к соревнованиям

26 Января 2016
Специализация: Спортивное право

Игорь Дубов: Правовое заключение о необходимости предоставления медицинской справки как условия допуска к соревнованиям

В ответ на публикацию «Токсовский лыжный марафон потребовал от нас медицинские справки? Не вопрос, нарисуем!» в редакцию пришло письмо от адвоката Игоря Дубова — Партнера юридической группы"Яковлев и Партнеры«, активного лыжника-любителя, участника российских и зарубежных лыжных марафонов. Текст этого письма (а по сути своей — юридической справки) — чуть ниже.

Также мы попросили высказаться о проблеме медицинских справок главных организаторов двух весьма значимых для российского спорта проектов: Дёминского марафона — Александра Игнатьева, и серии стартов «Гром» — Михаила Громова. Напомним тем, кто знает и расскажем тем, кто не знает, что Дёминский лыжный марафон является крупнейшим в России лыжным марафоном, этапом серии Worldloppet, имеющим к тому же два старта-дочки в виде велосипедного марафона и бегового пробега.

А старты серии «Гром» проводятся по трём видам спорта: триатлону, бегу и лыжным гонкам, и в триатлоне и беге уже успели завоевать среди спортсменов-любителей репутацию соревнований с наилучшей организацией. Первый лыжный марафон серии «Гром» ещё только впереди (он состоится 28 февраля в парке Мещерский) но, уверены, его тоже ждут самые высокие оценки участников.

* * *

В настоящее время проводится большое количество массовых спортивных соревнований. У участников соревнований, а также организаторов соревнований возникает вопрос о необходимости представления участниками соревнований медицинских справок, разрешающих участие в соревнованиях.

В качестве основания необходимости предоставления медицинских справок многие организаторы ссылаются на приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 августа 2010 года № 613н. Данным приказом утвержден Порядок оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий (далее Порядок).

Представляется, что положения Порядка, которым устанавливается обязанность допускать к соревнованиям только при наличии медицинских справок, не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Статья 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

Следует отметить, что вышеуказанный Порядок был утвержден в период, когда в Российской Федерации действовали Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее Основы законодательства). Данный законодательный акт утратил силу в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Закон об охране здоровья). Большинство положений Закон об охране здоровья вступили в силу 22.11.2011 года.

Указание в статье 37 Закона об охране здоровья граждан на обязательность порядков оказания медицинской помощи для медицинских учреждений означает, что указанные нормативные правовые акты не могут устанавливать обязанность для иных лиц, которые не являются медицинскими учреждениями.

Таким образом, положения Порядка, устанавливающие обязанность для организаторов соревнований требовать предоставления участниками соревнований медицинских справок, противоречат требованиям федерального закона.

В случае, если требования нормативного правового акта противоречат требованиям федерального закона, подлежит применению федеральный закон, а не нормативный правовой акт.

Следует отметить, что Федеральный закон «О физической культуре и спорте» (далее Закон о спорте) не устанавливает явных требований по предоставлению медицинских справок для участников соревнований.

Регулирование отношений по медицинскому обеспечению физической культуры и спорта осуществляется положениями статьи 39 Закона о спорте. Положения статьи 39 Закона о спорте претерпели серьезные изменения в связи с принятием Федерального закона № 274-ФЗ от 5.10.2015 г. «О внесении изменений в Федеральный закон „О физической культуре и спорте“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пунктом 2 статьи 39 Закона о спорте предусмотрено, что лицо, желающее заниматься физической культурой и спортом, может быть принято в организацию, осуществляющую спортивную подготовку, иную организацию для занятий физической культурой и спортом и (или) допущено к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО только при наличии документов, подтверждающих прохождение медицинского осмотра.

Очевидно, что ситуация, когда лицо, которое самостоятельно занимается физической культурой и спортом, и участвует в соревнованиях, не охватывается положениями пункта 2 статьи 39 Закона о спорте.

Пунктом 4 статьи 39 Закона о спорте установлено, что порядок организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Следует отметить, что в пункте 4 статьи 39 Закона о спорте говорится только о порядке оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом. Положения Закона о спорте не устанавливают обязанность организаторов физкультурных и спортивных мероприятий требовать предоставления медицинских справок.

Указанное подтверждает довод об обязательности порядков оказания медицинской помощи только для медицинских учреждений, а не для организаторов соревнований.

Пунктом 3 статьи 39 Закона о спорте предусмотрено, что организаторы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий обязаны осуществлять медицинское обеспечение их участников. Следует отметить, что в предыдущей редакции статьи 39 Закона о спорте говорилось, что организаторы соревнований обязаны обеспечить оказание медицинской помощи. Предыдущая редакция статьи 39 Закона о спорте была более правильной и соответствовала сложившимся реалиям.

Законом о спорте установлено, что медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включает в себя:

  • систематический контроль за состоянием здоровья этих лиц;
  • оценку адекватности физических нагрузок этих лиц состоянию их здоровья;
  • профилактику и лечение заболеваний этих лиц и полученных ими травм, их медицинскую реабилитацию;
  • восстановление их здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом.

Очевидно, что организаторы соревнований не могут осуществить медицинское обеспечение в полном объеме. Существующая редакция пункта 3 статьи 39 Закона о спорте может служить обоснованием необходимости предоставления медицинских справок в связи с необходимостью оценки адекватности физических нагрузок состоянию здоровья лица. Однако такое применение положений Закона о спорте сомнительно, так как явно выходит за цели правового регулирования.

В связи с вышеизложенным, следует сделать вывод, что нормативный акт, устанавливающий необходимость предоставления медицинских справок, не подлежит применению, так как его положения противоречат требованиям закона. Закон о спорте не устанавливает обязанности для организаторов соревнований требовать от участников соревнований предоставления медицинских справок за исключением случаев, которые прямо предусмотрены Законом.

* * *

Громов Михаил

Михаил Громов: «Если бы я, не беря справки, нарушал закон, я бы их брал»
(Организатор массовых соревнований по бегу, триатлону и лыжным гонкам серии «Гром», не требует справки)

Я считаю, что люди сами должны нести ответственность за свои поступки. Причиной несчастных случаев могут быть только какие-то патологии, которые люди должны сами выявлять, регулярно обследоваться, особенно если занимаются спортом.

Мне непонятно, почему я как организатор должен за них отвечать. Чтобы узнать мнение закона на этот счет, я решил заказать экспертизу. Если бы я, не беря справки, нарушал закон, я бы их брал. Но так как экспертиза показала, что я закон не нарушаю, то я их и не беру. Закон для меня основное, считаю, что нарушать его нельзя.

Столкнуться с какими-либо проблемами по этому поводу мне пока не приходилось. Но если бы какой-то чиновник не хотел согласовывать моё мероприятие по причине отсутствия справок, то мне пришлось бы их брать, потому что провести что-то без согласования просто невозможно.
Надо разбираться, почему тот или иной организатор требует справки: одно дело, если это его самодурство, другое — его заставляют так поступить.

* * *

Александр Игнатьев

Александр Игнатьев: «Каждый марафонец — объект повышенного риска»
(Глава оргкомитета «Дёминского марафона», требует справки)

1) Ни для кого не секрет, что сейчас за стартовые взносы участников можно провести только «первенство водокачки» и уж никак не марафон уровня Worldloppet! В нашем случае главным спонсором Деминского марафона является правительство Ярославской области и, отчасти, администрация Рыбинска. Серьезные спонсоры, в лице преуспевающих частных и государственных компаний, постоянно запрашивают информацию и статистику марафона, активно интересуются географией участников, фамилиями звезд, но далее ЭТОГО дело не движется. Поэтому, «кто платит, тот и заказывает музыку»! А платит, как написано выше, правительство Ярославской области. И здесь на первое и главное место выходит его величество ЗАКОН. В Положении о проведении Деминского лыжного марафона-2016 подробно описано, почему необходимо наличие справки-допуска и страхового полиса. И можете мне поверить на слово, без этих требований «наверху» Положение не утвердят и, соответственно, не выделят финансы на организацию и проведение лучшего в РФ лыжного марафона.

2) Неоспорим и тот факт, что каждый марафонец — это объект повышенного риска для собственной жизни и здоровья! Зная Русское Авось и «пока гром не грянет...», вижу одной из главных задач нашего марафона — повышение уровня самосознания и культуры контроля за своим здоровьем, в том числе, при помощи медицинского обследования. И когда сравнивают марафоны в России и в Европе, уважаемые эксперты, и к ним приближённые, забывают о наличии этой самой культуры у иностранных участников и почти полном отсутствии таковой у наших марафонцев. Могу с огромной долей достоверности сказать, что 99% участников всех, не только Worldloppet, марафонов в Финляндии и Норвегии регулярно проходят обследования в мед. учреждениях и постоянно наблюдаются у своих врачей! И именно поэтому, организаторам иностранных марафонов нет надобности требовать справки у участников. Вот к чему необходимо стремиться и нашим марафонцам, и всем нам! Вспомнилась фраза Анжело Коррадини (генеральный секретарь Worldloppet), сказанная им после Деминского марафона-2012: «Каждый русский, вне зависимости от возраста и уровня подготовки, как минимум, пытается обогнать впереди бегущего, а как максимум, догнать спортсменов элитной группы... Точь-в-точь, как у вас на автотрассах...». А я бы добавил, что как на автотрассах, у большинства машин нет техосмотра, так и на трассы марафонов, абсолютное большинство выходит без медицинского осмотра...

Ждем всех на Деминском лыжном марафоне-2016... со справками)