Яковлев и Партнеры

Комментарии к изменениям в федеральный закон о VPN-сервисах и анонимайзерах.

Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров уточнил, что смысл изменений в федеральный закон о VPN-сервисах и анонимайзерах, вступивших в силу с 1 ноября, - «ограничить доступ к запрещенным на территории России интернет-ресурсам».

Анна Никитова и Олег Онищук помогли разобраться в правовых последствиях нововведений.

Что именно запрещает новый закон?

Стоит отметить, что само по себе вступление в силу ФЗ от 29.07.2017 N 276 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон) не является запретом на использование VPN-сервисов и анонимайзеров.

Если обратиться к тексту Закона, то мы увидим, что под запрет попадает не сама деятельность таких сервисов, а только предоставление с их помощью доступа к информационным ресурсам (далее - сайтам и сервисам), к которым в установленном законом порядке доступ ограничен.

Закон определяет, в каком порядке должны взаимодействовать федеральный орган исполнительной власти (далее - Роскомнадзор) и владельцы VPN-сервисов, чтобы использование последних происходило в правовом поле, и не являлось инструментом для доступа к запрещенным ресурсам в Интернете.

Роскомнадзор разрабатывает и определяет порядок идентификации сайтов и сервисов, к которым должны приниматься меры по ограничению доступа, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к сайтам и сервисам.

Также в соответствии с пунктами 2 и 9 Закона к компетенции Роскомнадзора будет относиться создание и эксплуатация ФГИС (федеральная государственная информационная система информационных ресурсов информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен).

Опасение вызывает то, что на практике может сложиться ситуация по аналогии с ведением Единого реестра запрещенных доменных имен, когда включение в подобный реестр приводило к тому, что владелец сайта переносил сайт на другое незапрещенное доменное имя, таким образом нивелируя старания законодателя и контролирующих органов.

Далее приведена схема, на которой наглядно представлен новый порядок взаимодействия, прав и обязанностей в рамках изменений Закона об информации с 01 ноября 2017 года.

Новый порядок взаимодействия, прав и обязанностей в рамках изменений Закона об информации с 01 ноября 2017 года.

Могут ли  с 1 ноября заблокировать домашний интернет пользователю, если тот будет искать запрещённый в РФ сайт?

Закон, вступающий в силу с 1 ноября 2017 года не содержит в себе оснований для блокировки домашнего интернета при осуществлении поиска запрещенных сайтов. В соответствии с обсуждаемым Законом, ограждение пользователей интернета от запрещенной информации будет обеспечиваться на уровне операторов поисковой системы – на них возлагается обязанность о прекращении на территории РФ выдачи по запросам пользователей сайтов или ресурсов, к которым согласно ФГИС ограничивается доступ. Ввод в поисковой строке адреса либо наименования запрещенного сайта не является правонарушением, и не может служить основанием для ограничения доступа к интернету.

 

Что ждёт поисковые системы и не заблокируют ли Гугл и Яндекс?

От операторов поисковых систем Закон требует прекратить выдачу запрещенных сайтов. Поисковые системы в соответствии с Законом об информации являются организаторами распространения информации и, при несоблюдении или неисполнении требований государственного регулятора, могут быть привлечены к административной ответственности. Как следует из ст. 15.4 Законом об информации предусмотрен определенный порядок ограничения доступа к информационному ресурсу организатора распространения информации в сети «Интернет».


Материал подготовлен для banki.ru