Яковлев и Партнеры

В сентябре 2015 года Русфонд подал заявку в Федеральную службу по интеллектуальной собственности о приоритетном использовании слов «дети» и «добро», а в мае 2017 года получил свидетельство регистрации товарного знака в целях сбора денежных средств в благотворительных целях.


Обе организации – и Русфонд, и ижевский фонд «Подари жизнь!» - использовали для сбора пожертвований сервис Сбербанка с помощью короткого номера 900: жертвователь отправляет смс с ключевым словом и суммой, при этом пожертвование списывается со счёта в Сбербанке. Во время регистрации в сервисе смс-платежей

«Подари жизнь!» закрепил за собой ключевые слова «дети» и «добро» для сбора пожертвований, так как эти слова были свободны в системе Сбербанка.


Через несколько дней после регистрации фонды стали получать сообщения об ошибочных платежах: на счёт «Подари жизнь!» поступило несколько платежей на суммы 5541 и 5542 рублей – цифры совпадают с короткими номерами для пожертвований Русфонда. В это же время, в Русфонд получил обращения от жертвователей, которые хотели перечислить 75 рублей на номер 5542 со словом дети: вместо 75 рублей с них было списано 5542 рубля, так как перепутали номер, на который отправляли смс.


Предмет регистрации - сочетания «5542 ДЕТИ» и «5541 ДОБРО», согласно свидетельству о регистрации торгового знака. В то же время представитель Русфонда настаивает на праве на приоритетное использование слов «дети» и «добро» не только в сочетании с коротким номером, но и на слова сами по себе.


Юрист Анна Никитова, руководитель практики интеллектуального и информационного права юридический группы «Яковлев и партнеры», разобрав ситуацию, считает, что у тех, кто решит оспорить приоритет Русфонда на использование слов, в суде есть высокие шансы на успех.


Из анализа товарных знаков № 616879 (5542 ДЕТИ) и № 610775 (5541 ДОБРО) следует, что слова «дети» и «добро» были признаны государственным регистрирующим органом в качестве охраноспособных, тогда как цифровые значения — неохраняемые. Согласно свидетельству, правообладатель, а именно Русфонд, «имеет право на приоритетное использование совместного сочетания этих цифр с этими словами, то есть “5542 ДЕТИ” и “5541 ДОБРО”. Приоритета отдельно на слова “дети” или “добро” нет, — поясняет Анна Никитова. — Именно совокупное использование этих цифр с этими словами дает право обладателю этого товарного знака говорить о том, что его исключительные права нарушаются. Экспертиза показала, что ни один из других благотворительных фондов своих прав не заявлял, возражений не предъявлял.

Это означает, что другим игрокам благотворительной сферы придется приложить усилия, чтобы отстоять свое право на использование этих слов при осуществлении благотворительных мероприятий. Шансы на успех высоки: при грамотной позиции можно добиться отмены охраноспособности этих слов. Я уверена, что многие фонды использовали эти слова, в том числе и в коммерческом обозначении, задолго до 23 сентября 2015 года — даты, когда Русфонд подал заявку.

Нужна будет независимая экспертиза, возможно, исследование потребительского рынка, социологический опрос, из которого стало бы ясно, вызывают слова “дети” и “добро” прямую ассоциацию с конкретным фондом или нет. Если будет доказано, что сами по себе “дети” и “добро” не воспринимаются именно как идентификация конкретного фонда, тогда можно будет говорить в суде, что они не могут охраняться и принадлежать одному фонду. И это может стать одной из причин для прекращения товарного знака. Если фонды объединятся, подадут коллективный иск, соберут доказательства, что охрана не может предоставляться на слова “дети” и “добро”, — это будет более сильная позиция. Они должны указать, что еще до подачи Русфондом заявки на приоритетное право они использовали эти слова в своих рекламных акциях, мероприятиях и получали пожертвования, используя эти слова».

По материалам Такие дела.